Тинатин ЭГНАТАШВИЛИ проработала в Московском Дворце пионеров 48 лет и продолжает этот путь по сей день. За годы работы во дворце она воспитала несколько поколений юных москвичей и стала наставником для сотен педагогов дополнительного образования
...
Неудивительно, что через 20 с лишним лет работы я сама стала наставником выдающихся педагогов – работников нашего центра Алексея Владимировича Боброва, Александра Викторовича Колоскова, Анны Александровны Новиковой, Ольги Витальевны Куликовой, Карины Арутюновны Абраамян, Александры Сергеевны Горевой и других.
«Городской ежегодный конкурс исследовательских работ «Мы и биосфера»: социальное значение: так назвал свое выступление Александр Викторович Колосков, педагог дополнительного образования Центра экологического образования ГБПОУ «Воробьевы горы», кандидат педагогических наук, магистр экологии и природопользования, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Педагог-внешкольник Москвы», лауреат Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского. Конкурс в настоящее время является составляющей Городского конкурсного проекта «Новые вершины», но проводится он уже в 45-й раз, соответственно он менял и статус, и название. С середины 80-х годов научным руководителем данного конкурса стал Николай Николаевич Дроздов. Участников вебинара очень впечатлила география данного проекта: многие регионы России, причем дети выходят с работами не только из городов, но и деревень и сел.
Педагог центра экологического образования Александр Викторович Колосков будет вести занятия на двух программах: «Живая планета» и «В мире живого».
Под его руководством ребята познакомятся с разными видами животных сначала в теории, а затем – на практике, в живом уголке Дворца пионеров, где находятся более 80 видов представителей фауны. Кого там только нет: и гигантские кузнечики, и толстопузик, и Каймановая черепаха. Отдельная гордость – разные виды змей.
«У нас есть трёхметровый тигровый питон по имени Ирочка. Как-то раз мы отпустили её «погулять» в коридоре. Конечно, в сопровождении специалистов и соблюдая все правила безопасности. Сохранилась фотография, как Ирочка «гуляет» в сопровождении нескольких детей, – вспоминает Александр Викторович. – Ещё один наш старожил – ворон Карлуша, он в нашей компании с 2000 года. Иногда даже произносит своё имя».
Обязательный пункт образовательных программ – посещение Зоологического музея, он вмещает несколько тысяч экспонатов. Самый большой — чучело моржа. Некоторые экземпляры из коллекции насекомых музея сохранились с XIX века.
«В советское время правительственные делегации разных стран посещали наш музей и дарили экспонаты, — рассказывает Александр Колосков. — У нас есть два чучела морских черепах Бисса, которые нам презентовали Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич Горбачёвы. Мы их так и называем Миша и Рая. В музее дети могут посмотреть, как эти животные выглядят в натуральную величину и какого они цвета».
На кружке изучения микроскопа участники программы познакомятся с животными, которых так просто не разглядеть. В зависимости от изучаемой темы ребята будут рассматривать насекомых, простейших или ракообразных. Детям постарше расскажут, как устроены нейроны и клетки крови человека.
«Городские образовательные смены — это возможность для школьников попробовать себя в чём-то новом и лучше узнать свои интересы, — считает педагог экологического направления. — Часто дети, занимавшиеся у какого-то педагога летом, приходят к нему в кружок осенью на годичную программу».
«Космическая бабочка» — один из самых интересных экспериментов, который проводился во Дворце Пионеров. Его цель была такова: исследовать воздействие невесомости, перегрузок и других условий космического полета на процесс развития бабочки в стадии куколки.
Для этого были специально отобраны несколько видов бабочек, куколки которых совершили полет на спутнике ФОТОН-М №3. Этот спутник был запущен с космодрома Байконур 14 сентября 2007 года и провел на орбите 12 суток.
После окончания полета мягкая укладка с куколками была извлечена из капсулы, а из самих куколок уже во Дворце Пионеров вылупились взрослые бабочки, которых полноправно можно назвать космонавтами!
Этот эксперимент курировал Сергей Николаевич Рязанский. Проводил его Олег Фролов, тогда учившийся в биолого-химическом классе лицея №1525 ГБПОУ «Воробьевы горы», под руководством Александра Викторовича Колоскова, учителя биологии и экологии, заведующего кабинетом начинающих натуралистов Центра экологического образования Дворца Пионеров.
На фотографиях вы видите капсулу спутника, а также одну из бабочек, участвовавших в эксперименте — североамериканскую павлиноглазку.
Р. Плюсов― У нас сейчас на прямой связи учитель лицея «Воробьевы горы», Александр Викторович Колосков. Александр Викторович, здравствуйте.
А. Колосков― Здравствуйте.
Р. Плюсов― Вот я знаю, что в вашем лицее прошел урок «Вода России». К вам приходил глава водного департамента Минприроды, Дмитрий Михайлович Кириллов. Скажите, как прошел урок? Понравилось вам, понравилось ли детям?
А. Колосков― Я могу сказать, что все было замечательно. Действительно было интересно во-первых видеть такого замечательного эксперта, как Дмитрий Кириллов, он смог рассказать об особенностях водного хозяйства как в Калмыкии, в Крыму, какие там проблемы, как они решаются. Я пришел в класс, и спросил, как ребят, вот то, что вы сделали книжечки (неразборчиво) с домашним заданием по воде, кто сделал? И из класса 26 человек, человек 6 подняли руку, что они выполнили эти задания. И я посмотрел в их книжечки, действительно в половине заданий там они галочки поставили, что они там полностью машинку загрузили стиральную бельем, что они там наполовину там… Мыли посуду определенным образом. То есть, они действительно делали то, что узнали на уроке. По-моему это замечательный результат.
Р. Плюсов― А можно как-то… Как вот по-вашему, оценить эффективность этих уроков. Или же все-таки это больше такое воспитательное, что мы сможем например почувствовать там не знаю, через несколько лет, когда действительно там станут водоемы чище, или вот проблема будет решена. Как-то сегодня это можно сделать?
А. Колосков― А мне кажется, вот как раз показатель того, что знания, полученные на уроке, они применили на практике дома с родителями, то есть ни эти знания транслировали, это и есть тот самый показатель эффективности урока. Дальше я могу сказать, что игра, которая была на уроке, мы не успели ее провести полностью в рамках урока, и ребята просили ее продолжить на каком-то другом уроке. Это значит понравилось, и хотят.
Р. Плюсов― Детям понравилось.
А. Колосков― Можно ведь это действительно проводить и на уроке дополнительного образования.
Р. Плюсов― Знаете, мне вот понравилось… Вы говорите, что дети попросили на следующем уроке продолжить. Я вот с трудом себе представляю, это как нужно заинтересовать детей, чтобы они хотели продолжить какой-то урок, какую-то тему там в следующий раз. То есть, действительно значит зацепило, так скажем. Вам самому понравилось? Вот как учитель скажите.
А. Колосков― Да, мне понравилось. Я могу сказать, что поскольку я очень критично отношусь ко всем материалам, которые я получаю, потому, что сотрудничаю с разными организациями, и не всегда материалы проработаны методически на таком, хорошем уровне. В данном случае на этом уроке, мне мало чего пришлось править в презентации, чтобы вот ну, как-то улучшить. То есть, это хороший показатель. Просто я действительно очень строг к этому отношению, стремлюсь, чтобы качественно проходили уроки, поэтому оцениваю высоко.
Р. Плюсов― У нас на прямой связи бал Александр Викторович Колосков, учитель лицея «Воробьевы горы». Удачи вам в вашей работе, в воспитании детей. И в обучении, и воспитании. Ведь мы сейчас говорим наверное я больше про воспитание, недели обучение, правда?
О космической биологии для школьников, её традициях и инновациях узнали на мастер-классе участники Фестиваля
Ведущим мастер-класса стал кандидат педагогических наук, магистр экологии и природопользования, почётный работник общего образования РФ, учитель биологии и экологии ГБПОУ «Воробьевы горы» г. Москва – Александр Викторович Колосков.
Он начал занятие с интерактива, который способствовал сближению аудитории. Александр Колосков предложил участникам тренинга вытянуть листки бумаги, на которых было написано конкретное животное или класс живых организмов. Именно способ отправления в космос указанного объекта нужно было продумать учителям и объяснить его ученикам в доступной форме.
Учителя с вдохновением принялись за работу, предложения и идеи поступали достаточно активно. Настроив аудиторию на рабочий лад, Александр Колосков стал рассказывать участникам мастер-класса об организации космобиологических экспериментов для школьников. Ученый курирует проведение учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности своих воспитанников в области космической биологии в МГДД(Ю)Т. Данное учебное заведение подразделяется на Отдел астрономии и космонавтики и Центр экологического образования. Здесь ученикам предоставляется возможность участия на Международных выставках, конкурсах и конференциях по итогам их космических экспериментов. Опыты проводятся на насекомых, так как данные живые организмы имеют маленькую массу, а это очень важный фактор в космическом пространстве, так как каждый грамм требует большого количества топлива. Вследствие маленькой массы насекомые не потребляют много электричества, на подготовку организма для отправки в космос потребуется не так много времени.
Один из самых нашумевших космических экспериментов воспитанников Александра Колоскова – это куколки бабочек, отправить их в невесомость предложил ученик четвертого класса! Особо внимание ученый обратил на результаты эксперимента – из отправляемых куколок на Землю вернулись живыми не все! Но у живых сформировались конечности, крылья. По словам Александра Колоскова, в состоянии невесомости куколки пробыли 12 дней, по прибытию на Землю эти живые организмы уже стали бабочками, однако, их смертность повысилась, а поскольку самцы и самки вылуплялись в разное время, это не позволило «космическим бабочкам» создать потомство.
Однако, бабочки не стали единственными объектами, которые побывали в космосе: на 30 дней в невесомость была отправлены куколки зерновой моли. В результате, выжили не все экземпляры, но это не главное. «Важнее то, что эти паразиты выжили и в космосе», - с улыбкой отметил ученый.
Для школьников, которые хотят работать в сфере космонавтики, существует масса проектов. Проект MAKS – Международный авиационный космический салон – направлен на разработку космических экспериментов детьми. Одна из них разработок связана с семенами. Исследователи отправили ростки растений в космос, они располагались практически на поверхности спутника. Удивительно, но растительная жизнь сумела сохранить себя и в космосе.
Второй проект для школьников неравнодушных к космосу – это профильная смена лагеря «Звездный город», в котором располагается Центр подготовки космонавтов. Для того, чтобы стать космонавтом необходимо сдать почти 150 экзаменов, к которым можно подготовиться за два года.
В завершение лекции Александр Колосков дал советы тем, кто хотел бы полететь космос.
– Для начала обязательным условием является высшее образование. Чаще всего космонавтами становятся инженеры и летчики, реже – врачи-биологи. Сейчас к физическому состоянию не предъявляют таких строгих требований, как раньше, но быть в хорошей физической форме все же необходимо, – отметил Александр Колосков.
Источник информации: Сирена Иванова, пресс-служба Елабужского института КФУ
На днях в Республике Татарстан завершился VII Международный фестиваль школьных учителей, в котором принял участие педагог дополнительного образования Центра экологического образования Московского Дворца пионеров Александр Колосков.
Как сообщается на сайте образовательной организации, VII Международный фестиваль школьных учителей был организован на базе Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, и в нем принимали участие более 450 учителей из разных регионов России.
Учитель биологии и экологии, Александр Колосков был приглашен на мероприятие в качестве модератора и провел пять мастер-классов на тему «Космическая биология для школьников — традиции и инновации».
Седьмой Международный фестиваль школьных учителей прошел в начале августа в республике Татарстан. В нем приняли участие более 450 учителей, в том числе педагоги из Юго-Западного округа Москвы, к примеру, педагог дополнительного образования Центра экологического образования Московского Дворца пионеров Александр Колосков.
Он был приглашен на фестиваль в качестве модератора и провел пять мастер-классов на тему «Космическая биология для школьников — традиции и инновации».
Успех выступлений нашего педагога был таков, что у Александра Колоскова взял интервью канал Елабужского телевидения.
В Центре экологического образования продолжается программа космобиологических исследований. По проектам "Небесный цветок" и "Семена в космосе", разработанным воспитанниками Центра, в 2014 году на биоспутнике "Фотон-М" №4 семена разных растений выдерживались в условиях космического полёта в течение 45 суток. Сейчас изучается изменение всхожести этих семян по прошествии 2-х лет хранения после полёта.
"Космические" семена бархатцев и гороха проращиваются в оранжерейных установках "МикроЛада", созданных по упрощённой аналогии с миниоранжереями "Лада" Международной космической станции.
Увидеть "космические растения" можно в кабинете 3-09 Дворца пионеров по предварительной договорённости с руководителем космобиологических экспериментов школьников Колосковым Александром Викторовичем (тел. (499) 137-76-79) #небесныйцветок#экология#космос#дворецпионеров#дворецпионеров
В зимнем саду Московского дворца пионеров вылупился редкий жук-бронзовка. Это произошло здесь впервые. Информация опубликована на сайте образовательного комплекса «Воробьёвы горы».
На свет жук появился 24 января во время занятий в кружке «Увлекательная энтомология». Ранее личинки бронзовок были переданы старшим методистом Петром Владимировичем Лодыгиным в данную группу допобразования, которой руководит кандидат педагогических наук Александр Викторович Колосков.
Ученики кружка поместили личинки в спецконтейнер, где они развивались, а затем окуклились, после чего началось их вылупление. Первого жука переместили в более комфортный контейнер.
Данное насекомое относится к виду «бронзовка мраморная», для Москвы это крайне редкий вид. Теперь ученики секции кормят насекомое фруктами.
Педагоги отмечают, что чуть позже они планируют выпустить жука полетать в аудитории.
Личинки бронзовок обнаружили в компосте в ходе осенних работ в ботаническом саду образовательного комплекса «Воробьевы горы». Их передали в группу дополнительного образования «Увлекательная энтомология», которой руководит педагог центра экологического образования Александр Колосков.
24 января 2022 года в кружке вылупилась первая бронзовка. Ранее обучающиеся поместили личинки в контейнер с подходящим грунтом, где они благополучно развивались, а затем окуклились.
«Первый вылезший из кокона жук был перемещен в более подходящий для этой стадии развития инсектарий. По всей видимости, он относится к виду Protaetia marmorata (бронзовка мраморная), он редко встречается в Москве. Ребята кормят насекомое фруктами, у жука хороший аппетит. Бронзовка любит забираться на верхушки веток, а спускается вниз только для питания», - сообщается на сайте образовательного учреждения «Воробьевы горы».
Кружковцы с радостью и интересом встретили появление взрослой бронзовки. В дальнейшем у жука появится возможность летать в аудитории во время занятий.
— Доведите до щелчка револьвер и поиграйте с конденсором, — советует Александр Колосков, руководитель группы дополнительного образования «Природа под микроскопом» Дворца детского творчества на Воробьевых горах. «О чем это он?» — мелькнуло в голове. Для блондинки с гуманитарным образованием эти слова — пустой звук.
Образовательный комплекс «Воробьевы горы» принял участие в общегородской акции «Батарейки, сдавайтесь!». Весь учебный год в образовательном комплексе стояли специальные контейнеры, в которые все желающие могли класть отработанные батарейки.
«Большое спасибо всем учащимся кружков, лицеистам, родителям, педагогам, учителям лицея, также другим сотрудникам и посетителям комплекса за активную поддержку этой экологической акции!» - благодарят участников акции сотрудники комплекса.
1 июня ответственный за проведение акции, педагог Центра экологического образования и учитель биологии лицея «Воробьевы горы» Александр Колосков сдал более 100 кг отработанных батареек.
Я тоже так думала, пока не увидела молодняк, выращенный в коробке на балконе. Несколько бабочек вяло шевелили крылышками, расположившись на полоске ткани, помещенной в небольшой аквариум. Еще несколько куколок, готовые со временем раскрыться, темными веретенцами лежали рядышком. «Они живые: если капнуть на них теплой водой, зашевелятся», – объяснил Александр Колосков, руководитель группы «Увлекательная энтомология» Московского городского Дворца детского творчества на Воробьевых горах. Для чистоты эксперимента, капаю. И правда –шевелятся!
Учащийся Центра «Воробьевы горы» Александр Берёзов стал призёром заключительного этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
На конкурс ученик кандидата педагогических наук Александра Викторовича Колоскова представил проект, разработанный в образовательном центре «Сириус» (Сочи) в рамках научно-технологической (проектной) образовательной программы, реализуемой при участии образовательного фонда «Талант и успех». После изучения всех проектов членами жюри выяснилось, что представитель нашего образовательного комплекса сумел опередить 40 тысяч школьников из всех регионов России и вошёл в число 400 лучших, прошедших в следующий тур. А на заключительном этапе конкурса комиссия высоко оценила результаты проектной работы Александра. Он награждён сертификатом призёра.
Конкурс проходил в рамках Московской открытой научно-практической конференции учащихся «Эксперимент в космосе».
Фото: Вестник района Гагаринский
Как сообщается на странице образовательного комплекса в социальной сети «ВКонтакте», на днях в Центре управления полетами Инженерной академии Российского университета дружбы народов начала работать секция «Наука о жизни», открытая во время конференции.
Учащиеся образовательного комплекса «Воробьевы горы» Николай Полукеев и Артемий Графов, занимающиеся у педагога Центра экологического образования и учителя биологии Александра Колоскова, подготовили и представили на конкурс работы по реализации в условиях космического полета проектов «Космическая ряска» и «Космическое авокадо».
По решению жюри Николай Полукеев получил диплом лауреата третьей степени.
В столице прошла Московская открытая научно-практическая конференция учащихся «Эксперимент в космосе», в рамках которой проводился конкурс на лучший проект.
Как сообщается на странице образовательного комплекса в социальной сети «ВКонтакте», на днях в Центре управления полетами Инженерной академии Российского университета дружбы народов начала работать секция «Наука о жизни», открытая во время конференции.
Учащиеся образовательного комплекса «Воробьевы горы» Николай Полукеев и Артемий Графов, занимающиеся у педагога Центра экологического образования и учителя биологии Александра Колоскова, подготовили и представили на конкурс работы по реализации в условиях космического полета проектов «Космическая ряска» и «Космическое авокадо».
По решению жюри Николай Полукеев получил диплом лауреата третьей степени.
30 сентября воспитанники Центра экологического образования и 8Э класса естественнонаучного направления образовательного комплекса «Воробьевы горы» приняли участие в эколого-психологическом тренинге «Найди своё дерево». Об этом сообщается на официальном сайте учреждения.
Занятия способствуют формированию у подростков экологического мировоззрения, считает педагог дополнительного образования, учитель экологии и биологии, кандидат педагогических наук, магистр экологии и природопользования, лауреат Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского Александр Викторович Колосков. Именно он ввёл в практику тренинги на свежем воздухе.
«Образование было бы неполноценным без экологического воспитания. Поэтому на таких практических занятиях учащиеся не только пополняют свои экологические знания, но и развивают способность лучше ощущать природу, формируют эстетический взгляд и вдумчивое отношение к окружающей среде», - говорит педагог.